«...Всякое царство, разделившееся само в себя, опустеет» (Мф. 12,25).
Поветрие сегодняшнего дня: обязательно принять участие в чине покаяния, ради которого надо организованным автобусным рейсом ехать в Москву в определённый храм, к определённому батюшке с заездом ещё к одному батюшке – иначе не спасёшься, и Россия из-за тебя погибнет. А вот Иоанн Кронштадтский – святой, предвидевший будущее нашего государства – пророчествовал, что Россия будет спасена крестными ходами. И почему так произойдёт, вы поймёте, если хотя бы в одном примите участие.
Найдётся масса причин и оправданий, чтобы не пойти в крестный ход. Трудно. На автобусе легче. Оплатил за проезд – и будто путёвку в жизнь вечную обеспечил?.. С комфортом – без мозолей на ногах, без изнуряющей жары или холодного дождя. Но и без познания и осмысления всего того, мимо чего несёшься пассажиром...
В Ветхом Завете сказано: «...верою побеждали царства, творили правду». Да, и на нашей земле были победы коллективизации и индустриализации, было и покорение космоса, и достижения в искусстве. Но почему же всё рухнуло в одночасье? Лидеры не те пришли? Партия не туда завела? Ну, а ты-то, мил человек, чего бежали за ними, как выразился поэт, «задрав штаны»?
Сегодня на Руси проводится множество крестных ходов. Один из самых масштабных («За Православную Триединую Русь») проходит с 8 мая по 21 августа – по России, Украине, Белоруссии... Идите и кайтесь: за себя, допустивших развал СССР, за своих предков, не укротивших 1917-й год и последующее, всё разрушающее безбожие... Поверили вхождению, по воле человеческой, в коммунизм – который, будто, превыше Рая на Небесах. В итоге умылись кровью не раз, голодали и – теряли, теряли, теряли... Территории, совесть, честь, достоинство...
Более полусотни крестных ходов, которыми связуются святые места России, организовали воронежские казаки.
О существовании села Избище с его уникальным приходом впервые услышал, кажется, во втором крестном ходе. Родом из избищенских мест – казаки Николай Петрович Белинов и Владимир Ильич Белинов; они в числе организаторов крестного хода от мощей святителя Митрофана Воронежского к мощам святителя Тихона Задонского. Недавно автобусом вместе с казаками довелось мне побывать на Куликовом Поле. Белиновых среди них не было: поездки к святым местам они не признают – только крестным ходом. Неразговорчивые трудяги Белиновы из этих мест; они без лишних слов, убеждая личным примером, увлекают за собой. Дорогу к Богу знают от своих родителей, дедов и бабушек. И – их не предали...
Особый молитвенный настрой чувствовался у сдержанной, безропотной рабы Божьей Марии. На привалах она всегда стремилась остаться рядом с иконой. Первой начинала читать акафист Митрофану Воронежскому. Особо выделялся её голос при исполнении песнопений – чистый, звонкий. Небесами данный – Небесам и возвращаемый.
Однажды услышал её рассказ о небывалом счастье, дарованном ей Господом – много лет поёт в хоре храма Вознесенья села Избище Семилукского района Воронежской области.
– Сама я из Латного, но Избище село особое, святое. Там подвизалось много старцев и стариц. Рядом с храмом могилки старца Сергия, старицы Хариессы… Стольких чудес в том приходе была свидетельницей!.. По вере нашей, по молитвам старцев даются и исцеления, и дела управляются, как надо…
Она, Мария Васильевна Мальцева, считает, что крестные ходы особую силу придают, укрепляют в вере, дают возможность сблизиться с духовным миром близких тебе людей:
– Отец Борис, настоятель нашего Вознесенского храма, понимает: какая б ни была загруженность в приходе, лишать человека радости пребывания в крестном ходе нельзя. Он меня всегда благословляет на молитвенную дорогу от святителя Митрофана к святителю Тихону. В крестном ходе особая молитва, особое состояние души, которое не передашь. А какие люди рядом с тобой, а какая вокруг природа?! Всем памятен крест в чистейшем синем небе – ни облаков, ни самолёта пролетевшего не было, а над нами, идущими, долгое время держался православный крест... Были годы, когда не могла я пройти весь путь, но всегда – или проходила с крестным ходом по Воронежу, или догоняла его в каком-либо селе... В каждом селе встречали нас люди просто изумительные: последним с тобою поделятся, создадут все условия для отдыха. Православный у нас народ, но над нами за грехи и во испытание поставлена власть – без веры.
Как правило, после крестного хода к нам приезжают многие его участники да так и остаются нашими прихожанами, заключает свою речь Мария...
Борисом, настоятелем Вознесенского избищенского храма, у меня было мимолётное знакомство. Но в июле 2005 года я попал в Избище крестным ходом.
Крестный ход, несший в дар приходу Вознесенского храма икону Царственных мучеников, на третий день пришёл сюда из Воронежа.
...Малые дети-крестоходцы, едва переступившие порог храма, рады месту – растянулись прямо на полу и моментально уснули. Разумеется, они не слышали церковный хор – им пели ангелы. Вот напоминанием о прошлом вырисовался на вершине холма храм, отчего-то не похожий на другие. Вглядись: оказывается, это и не храм, а только его малая часть – обрубленная колокольня... Вознесенскую церковь в селе Избище немцы при отступлении взорвали. Но в этом, казалось бы, обречённом на исчезновение храмовом остове около тридцати лет служит и, по милости Божьей, одаривает благодатью всех приходящих отец Борис, который родился близ Почаева и с пятилетнего возраста окормлялся у «костоправа Иосафа» из монастыря. Великий старец Иоасаф канонизирован. И только в одном храме Воронежской епархии – здесь, в селе Избище есть икона с частицами мощей почаевских святых: Амфилохия и основателя монастыря Иова. Храму передана икона Почаевской Божией Матери, написанная монахом из Почаевского монастыря (сам же монах-иконописец в тридцатые годы был расстрелян).
По молитвам старца Амфилохия был отец Борис исцелён от неизлечимой болезни. По его благословению оказался в Избище – селе, которое, казалось, вот-вот исчезнет с карты России. Здесь, у поселянки Ирины жил когда-то известный старец Сергий (сподвижник старцев Фёдора, чья могилка на Коминтерновском кладбище Воронежа, и Моисея, похороненного в Бодеево Лискинского района). Прибыл новый батюшка в Избище, а Ирина и говорит: «Борисом зовут? Вот, и хорошо! Старец Сергий предрекал: дождётесь батюшку Бориса – и жизнь в приходе наладится, и он всё сделает, чтобы у вас здесь был монастырь».
И вот, сегодня почти нет жителей в селе – но в храме служба идёт. И по воскресным, праздничным дням к благодатному батюшке-духовнику Воронежской епархии на исповедь, за советом, к могилкам старца Сергия и старицы Хариессы приезжают до трёх сотен православных из разных сёл и городов. А после кончины святого Амфилохия отец Борис важные жизненные решения принимает по благословению почаевского старца Сильверста.
Безбожная власть особой самостоятельности священникам не давала: за малейшее непослушание – отправляли за штат или переводили в другой приход. Отец Борис начал служить в избищенском Вознесенском храме ещё при митрополите Воронежском и Липецком Палладии. Вскоре владыкой стал Ювеналий. Ему чуть ли не в первый день доложили: «Настоятель храма в Избище держится на волоске». На что мудрый Ювеналий ответил: «Знаю... Но этот волосок – Божий, и Господь не даст ему оборваться. А те, которые держатся на дьявольских верёвках, пострадают сильно...».
Однажды приехала сюда из Грязей Липецкой области пожилая женщина и подарила храму икону Смоленской Божией Матери, которую у них в семье называли ещё и Кутузовской, потому как с нею при штабе Кутузова во время Отечественной войны 1812 года служил её далёкий предок. Он был уверен, что остался живым и невредимым, побывав во многих сражениях, лишь благодаря святому образу Богородицы. Перед этой иконой молились потом женщины этого рода за своих мужей и сыновей во время Гражданской войны, Великой Отечественной... И те, за кого молились, пройдя все круги военного ада, возвращались в родной дом. Так сложилось, что не осталось у приехавшей из Грязей женщины наследников, и она решила передать спасительный образ в святое место, куда приходили на богомолье её предки. Оклад для чудесной иконы из позолоты, латуни и серебра... зубами сделал безрукий верующий Николай из Казанского храма, что в Воронеже.
Старожилы рассказывали, что прежний храм Вознесения в Избище был огромен: до трёх тысяч человек могло в нём разместиться! И – богат: вся церковная утварь была из чистого золота. Схимонахиня Иоанна, которая до войны жила в Роговатом (ныне Белгородская область), вспоминала:
– По благословению старицы Ангелины, жившей в Танеево, что рядом со станцией Касторная, мы пешком приходили в Избище к святому источнику, на котором по молитвам старца Сергия происходили исцеления. Люди в этом селе были все богомольные, приветливые. От доброты их и истинного служения Господу и творились здесь, по милости Божией, чудеса...
В проповеди отец Борис упомянул, что прихожане Вознесенского храма до революции ходили пешком на богомолье не только в Киев, но и в Иерусалим. А теперь настало время, когда на спасительное богомолье люди идут сюда, в малое село, обладающее великим духом...
С какой надеждой и теплотой участники второго крестного хода и прихожане смотрели на детей-крестоходцев, спящих в избищенском храме Вознесения. Их у мамы семеро, отец недавно умер... Господи, помоги этим детям, что начинают по-христиански свою жизнь. С ними, дай то Бог! – должна по-новому жить и вся Россия...
Я знаком с человеком, чьим крестным отцом был старец Нифонт, который заменил ему умершего отца. Мать его осталась вдовою вот так же, тоже с семью детьми. С помощью батюшки и его духовных чад все дети получили высшее образование, и сыновья её стали священниками...
Как-то позже открыл я шолоховский рассказ «Судьба человека», ещё, как и всё творчество этого русского гения слова, ожидающего осмысления с точки зрения православной. Вот, герой рассказа Андрей Соколов, потерявший во время войны семью и веру в себя, вдруг встречается с мальчонкой-сиротой – и в нём просыпается жажда жить ради этого беззащитного ребёнка, от которого и зависит будущее России: «Этот русский человек, человек несгибаемой силы воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
Участницей того крестного хода была и раба Божия Зинаида, которая свои впечатления передала стихами.
СВЕТ ЛЮБВИ
Отцу Борису (Узаревичу),
настоятелю храма Вознесенья
в селеИзбище.
Вы крестный ход встречали, плача,
и дождик тихо моросил,
а детки маленькие наши
в дороге выбились из сил
и в храме на полу уснули
под кровом Матушки Святой...
Смогу ли передать, смогу ли
свет службы той, свет службы той?
И Амфилохий, святый отче,
во храме нас благословлял,
и батюшка молился очень…
Звон колокольный замирал
и возносился в сине небо,
и старец Сергий с нами был:
насущного, святого хлеба
для нас у Господа просил…
Ребёнок спящий улыбался,
и лучик солнышка слегка,
как Ангел Божий, прикасался
его лица, его лица…
И царь наш Мученик с иконы,
в крови весь, тихо нисходил…
Не хор я слышала, а стоны –
и плач кадил, и плач кадил...
И в фимиаме, как живые,
святые царские княжны
с Императрицей, с Алексием
по Небу к нам навстречу шли.
Они простили нас, простили…
В глазах тепло и свет любви.
И за убийц они молили…
Добрее ли сегодня мы?
Как дни летят!.. А я и ныне
Всё вспоминаю в тишине
Вас, батюшка – как вы молили
о всех о нас... И – обо мне.
5 августа 2005 года.