Паломникам о Крестном ходе

 

Крестные ходы «совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное» (Скрижаль). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах.

Крестный ход — дело церковное, и потому оно должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегической цели не достигают полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика.

 

Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по словам святых отцов, является выполнение Божьих заповедей и Церковных уставов.

Это необходимое условие Его помощи в любом деле: Крестный ли это ход, Семья, Приход или Державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.

В наше лукавое время Крестные ходы оказались живым, настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть, как и прежде, приходит к людям. И сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось – не счесть. Люди хотят участвовать в крестных ходах – и всегда участвуют, от мала до велика: встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся, в том числе дети, молодёжь, женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить Крестный ход всем необходимым: ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через Крестный ход и дела, ему сопутствующие – через доброделание и соучастие – явственно возрождается чаемый нами дух христианства.

Во все времена это был всенародный праздник, торжество Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого духовного делания: «Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я... летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоён духовным веселием. Итак... о чём говорить? Об усердии ли города?.. О стечении ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчинённых, убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично теперь спросить: «Кто изречёт могущество Господа, возвестит все хвалы Его?..».

Но так бывает не само собой, не всегда, а только если всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при тщательной подготовке.

Крестный ход начинается с благословения архиерея. Благословением получаем от Господа благодать и повеление Его святую волю исполнить. Если Бог через архиерея благословил, это уже – послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело Божие небрежно (Иер. 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не надо начинать вовсе.

 

Не всякое перемещение людей есть Крестный ход. Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник, который обязан служить, наставлять, исповедывать – окормлять; должен соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила (см. ниже), движение – с молитвой и пешком.

Христос повелел: «Идите… и проповедуйте» (Мк. 16, 15). Главная задача Крестного хода сродни апостольской — проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть Крестный ход, их духовная польза значительно ниже.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесём ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна».

Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию – это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг – как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой: помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием внешних и внутренних врагов, с безнравственным образом жизни, с пьянством, наркоманией и безбожием некогда православной страны.

Создание Крестного хода – это созидание на время особого рода православной церковной общины, монастыря «на ногах». Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один – батюшки тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода – отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. Где двое-трое во имя Божие – там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы. Об этом написано много книг-руководств. Без молитвы Крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова, и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва.

  • Пять дней идём, молимся.

1-й ночлег – 20 августа – в селе Чертовицы, Рамонский район, Воронежской области.

  • Утром 21 августа – Литургия.

2-й ночлег –21 августа в райцентре Рамонь, Воронежской области.

  • Утром 22 августа – Литургия,

3-й ночлег – 22 августа в селе Князево, Рамонского района, Воронежской области.
Вечером – акафист святителю Антонию (Смирницкому).

  • Утром 23 августа – с. Конь-Колодезь, Хлевенского р-она Липецкой обл. Храм во имя Иоанна Богослова.
  • Литургия.

4-й ночлег –23 августа в селе Гнилуша, Задонского района Липецкой области.

  • Утром 24 августа – Литургия.

5-й ночлег – в городе Задонске, в Богородицком мужском монастыре.
Служба, причастие, отдых, купание во святых источниках,

  • 25 августа – Всенощное бдение,
  • 26-го августа – праздник святителя Тихона Задонского, чудотворца: Литургия.