1998 год. Молитесь, Святой идет!..
У большинства из нас познания о крестных ходах не идут далее атеистического ликбеза, который в советских школах иллюстрировался «Крестным ходом в Курской губернии» – картиной, написанной в 1880-е годы выдающимся художником Ильёй Репиным. Идею великого мыслителя И. Репина в комментариях упростили до восприятия лубка. Но следует прочитать его книгу «Далёкое близкое» (но только не издание 1986 года, где главка «На церковной работе» дана с купюрами: выброшены размышления художника о роли православия, иконописи в становлении его как живописца). По его статье «Николай Николаевич Ге и наши претензии к искусству» можно определить, насколько не простым был его подход к решению полотен религиозной тематики. Репинское публицистическое наследие в совокупности с картинами дают нам православного философа...
Крестный ход из Воронежа в Задонск, один из самых чтимых в дореволюционной России, возрождён по инициативе настоятеля воронежского Свято-Никольского храма отца Петра (Петрова) и председателя православно-экологического братства Анатолия Ивановича Ильичёва. 75-летний адвокат А. Ильичёв смог объединить вокруг церкви многих представителей воронежской интеллигенции, а деятельность созданного им братства оказалась настолько эффективной, что Патриархом Московским и всея Руси Алексием II он был награждён Орденом св. Сергия Радонежского. Совместно с отцом Петром А. Ильичёв пунктуально расписал крестный ход, чтобы стало очевидно: это – не просто шествие с крестом и иконами. В каждом селении предполагались не только молебны, но и встречи с населением, беседы... Этот православный адвокат убеждён, что места заключения должны стать воспитательными центрами. Человек здесь должен проходить путь духовного перерождения...
Зачем я пошёл? У меня были глубоко верующими дед Пётр Степанович, бабушка Евдокия. Чего не могу сказать о своём отце... Мне трудно его судить: на его поколение обрушилось время воинствующего безбожия. Отца до пятнадцати лет готовили в священники – а он в 15 стал одним из активнейших комсомольцев, со всеми вытекающими из этого последствиями... Вскоре – Великая Отечественная война. Командир роты пехотинцев, дважды поднимавший солдат в штыковую (полагают, достаточно пережить один рукопашный бой, чтобы потом тебя всю жизнь преследовали кошмары). Трижды ранен и несколько раз контужен. Говорят, что в окопах атеистов не бывает, но после возвращения с фронта жизнь в стране, организуемая коммунистами, диктовала иное восприятие бытия. Отец был коммунистом, учителем. Вопросы веры старался в разговорах обходить, за что был осуждаем своим отцом, моим дедом. Дед говорил, что он за Петьку молился... Отец веру пытался заменить добросовестным трудом, честной жизнью. Мальчишкам и девчонкам прививал веру в светлое будущее, которое должно наступить при условии, если будешь жить по совести.
Мама – донская казачка. Об этом я не знал до шестого класса. Бабушка Евдокия однажды проговорилась, что «жиди и коммунисты подняли на вилы» её братьев...
Народ разъединили. Народ, которого объединяла Вера Православная, лишившись её, потерял нечто чрезвычайно важное. Что? Вот за ответом на этот вопрос я и пошёл: в надежде, что мне приоткроется что-то из того, чем жила Россия до 1917 года.
...В повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» есть замечательные поэтичные страницы о том, как из деревни, подобно тоненькому ручейку, вышла на фронт колонна ополченцев. В каждом селении к мужикам из Усвят примыкали всё новые и новые силы – и вот уже мощная река народа неудержимым потоком двинулась навстречу врагу. Ощущение причастности к зарождающемуся мощному потоку было у тех, кто 20 августа, в день памяти святителя Митрофана по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия от Покровского собора из Воронежа отправились в крестный ход к Задонску...
Крестный ход в 1998 году сопровождали казаки Северо-Донецкого союза: походный атаман Виктор Корнеев, заместитель атамана Николай Белинов, Владимир Белинов, Сергей Кулаков, Иван Сысоев, Татьяна Сысоева, А. Ковтун, С. Ковтун.
Первая остановка – в селе Чертовицком, где казаки вместе с местными жителями восстанавливают храм Михаила Архангела. После молебна – трапеза, на которой не просто беседы, но и установление контактов для решения общих дел. И первое потрясение: так, наверное, папанинцев, после их полярной зимовки не встречали, как прихожане встретили участников хода! Многие взяли с собою палатки, но никому в них не пришлось ночевать. Всех разбирали по домам. Нас кормили, для нас топили бани, снабжали в дорогу продуктами...
В путь отправились не только пенсионеры: доцент медакадемии Александр Васильевич Кашин, лётчик-испытатель полковник Николай Иванович Козак, кандидат технических наук Александр Иванович Егоров, Николай Николаевич Гороховатский, генеральный директор фирмы «Фауна», строители, рабочие, студенты. Н.И. Козак сожалел, что не смог вместе со всеми осуществить паломничество Валерий Абаджан, его друг, чемпион мира по боксу… А.В.Кашин, один из создателей движения православных медиков, нёс в дар монахам Задонской обители фотографию карагандинского старца Севастьяна – семейную реликвию. В Новохопёрске после похорон мамы нашёл фотографии старца рядом с родными тётушками – Агнией, Анной. Анна писала иконы. А Севастьян – келейник старца Оптиной пустыни Варсонофия, того, которого толстовцы не допустили к умирающему Льву Толстому. По окончании крестного хода мы с Ильичёвым и Кашиным были приняты настоятелем монастыря Никоном, и он показал нам только что вышедшую книгу о Севастьяне…
…Князево. Перед молебном к отцу Игорю подходит женщина:
– Сколько вас идёт? Мы уже определили дворы, где будут ночевать люди.
Батюшка в ответ: мол, здесь ночлег не запланирован – двигаемся дальше.
– Да что же вы, пошли в крестный ход, а порядка не знаете? Крестный ход на ночлег всегда останавливался в нашем селе, а священники всегда ночевали у Рудаковых. А Рудаковы – это мы. К себе можем взять двадцать человек. Борщ в двухведёрной кастрюле уже доваривается... Кто сообщил? Да никто. Копаемся в огороде, а я как глянула – с горушки много людей идёт, впереди золочёный крест сияет, икону несут. У меня слеза побежала и говорю девкам, дочерям своим: «Счастье-то какое! Опять от Воронежа крестным ходом пошли! Бросайте всё – надо хорошо встретить!»
У Марии Ивановны Рудаковой шестеро детей – три сына и три дочери. Не все из родного гнезда разлетелись. Три двора стоят рядом. Два соединены причудливыми переходами, в которых баня, бассейн, кухня, кладовки. Всё – единое подворье, которому уникальный образ семейной крепости придал зять, муж Валентины, Анатолий Васильевич Иванютенко – мастер на все руки:
– Отслужил на Тихом океане, приехал в Воронеж. Случайно встретил Валентину, познакомились...Через несколько дней пошли с друзьями на лодках по Дону. И вдруг читаю указатель – «Князево»! Высадились с братвой на берег, шутки ради спрашиваю: «Где тут Рудаковы живут? Свататься приплыл». Указали на двор Рудаковых. Пришли. А нас Мария Ивановна с Иваном Фёдоровичем по-царски встретили! Накормили, на белоснежные простыни уложили, питанием на весь дальнейший поход обеспечили. Оказывается, в этом селе так принято – любого от души встречать. Когда возвратились, нашёл в Воронеже Валентину – надо же через неё родителей поблагодарить. Вот, и получается, что почти 30 лет живу в той благодарности. Именно через эту добрейшую семью понял, что такое православие: будь щедрым и добрым – обретёшь наивысшее счастье...
Жаль, рано ушёл Иван Фёдорович – с ним бы ещё крепче были. Мы своё дело открыли. Женщины модную одежду шьют, а мы, мужики, любые заказы по дереву, железу исполняем. Хорошо живём! Бог нам многое даёт. Сегодня принял решение – буду поднимать народ на строительство храма...
Вышли к Дону. Анатолий Васильевич показывает место, где, по его разумению, должна быть церковь:
– На стенах храма напишем имена всех убиенных и всех великих тружеников, с которыми мы в вечном пути. Оставим эти имена – с ними и наши дети, внуки дальше пойдут... Крестный ход – великая сила! Встретили вас, а далее мысленно с вами вместе пойдём. И вы мысленно с нами будете идти, хотя мы здесь останемся… Главное, мы духом единым все слились, и теперь в таком единстве до конца своих дней идти будем. Э-э, брат, мы только на первую ступеньку храма Православия встали, а дальше-то, дальше – дух захватывает!..
Одна из самых значимых личностей крестного хода – дьякон Свято-Никольского храма 74-летний отец Антоний. Воевал. После – всё время на ответственных должностях. Всё время шёл рука об руку с 63-летним тишайшим монахом-молитвенником Иовом. Когда подходили к стоявшим в растерянности селянам, Антоний громовым гласом призывал:
– Молитесь, святой идёт!..
Оцепенение в толпе проходило, спохватывались, просили идущих остановиться: целовали крест, прикладывались к иконе.
Памятна одна из остановок по просьбе дорожных строителей. Армяне Сероб Пеукян и Армак Геворкян с великой гордостью известили, что у них крещение произошло гораздо раньше, чем на Руси...
25 лет назад нынешний дьякон и не помышлял о служении Православию – да пришла беда. Опухоль поджелудочной железы, нелады с печенью – онкология. Понятное дело, не жилец. Прослышал про старца Амфилохия из Почаевского монастыря. Прибыл к нему, а тот:
– Если жить хочешь, то определяю тебе строгий пост на пять лет. И за это время пешком должен пройти по святым местам – Киево-Печерская Лавра, Выша, где Феофан Затворник подвизался, монастырь в Задонске, Сергиев Посад...
Как постился? Сухарик и стакан воды. В первый день и пяти километров не смог пройти. Потом у меня рекорд был: за сутки сто километров прошагал! Однажды в лесу свалился от усталости. Проснулся оттого, что кто-то щёку лижет. Глядь, а это олень! Так я перекрестился: «Изыди!» – и на другой бок перевернулся. Случалось и с дикими кабанами встречался, волки по моему следу шли... И стал по прошествии пяти лет совершенно здоровым человеком. Свиделся со старцем Амфилохием, поблагодарил его и ушёл в церковь, служить Богу.
В крестном ходе шли строители, рабочие, военные, студенты, врачи…По очереди со всеми и я нёс икону – образ святителя Митрофана Воронежского. Но даже не помышлял о том, что могу быть удостоен несения креста. Сменяя друг друга, его несли казаки. И вот взял его отец Антоний. Душная предгрозовая атмосфера. По лицу, покрывшемуся обильными ручьями пота, вижу, что дьякону очень тяжело.
– Отец, помочь?
В ответ – благодарный кивок головы. Подхватываю крест и иду. И тут разразилась гроза! Ливень – как из ведра! Ветер холодный, порывистый. Но, странное дело: и мне, и никому из идущих – не холодно и абсолютно никаких ощущений неудобств!.. Мало того, свидетельствую: ощутил в себе такую мощь и силу, что если бы вдруг на меня пошёл танк – я б не остановился, а прошёл сквозь толщу металла. И – никакого страха от грозовых разрядов. Я защищён и приобщён к чему-то высшему...
Я был в жизни счастлив. Но то, что испытал в минуты несения креста сквозь грозовой ливень – гораздо большее, чем счастье. И это именуется б л а г о д а т ь ю.
На подходе к Задонску крестный ход был встречен епископом – владыкой Никоном, с монастырской братией. И иконы двух великих святителей земли русской – Митрофана и Тихона – под колокольный звон и величавое песнопение пошли рядом.
Особая почесть: мы удостоены права первыми отобедать в только что восстановленной трапезной. Это самый посещаемый в прошлом монастырь. Поэтому и трапезная – самая большая изо всех трапезных монастырей России. Светлая, воздушная, радостная! Росписи инока Нифонта и художника Вадима из Воронежа.
Восстановлена церквушка Тихона Задонского – прекрасные росписи матушки Галины и послушницы Катерины… Всюду – ощущение великого труда и праздника!
Знакомство с монахом Иннокентием. Лепные ангелы его работы украшают колокольню церкви. Самобытный художник-самоучка более пяти лет тяжело болен. Не скрывает: врачи исход предрекли ему несколько лет назад. Любое вмешательство врачей монах не приветствует:
– Вся сила в молитве. Самое трудное – научиться молиться. Я этому научиться смог. Человеку надо понять: вначале было Слово. От Слова всё идёт. Дух – особая ипостась. Человек – мир, вселенная. Недаром говорят: у каждой клетки – свои бедки. И всё в нас отягощено злым духом, бесами. Надо уметь изгонять бесов из своего организма.
Матушке Митрофании за семьдесят. Открытая, добрая. Спрашивает о жизни в Воронеже, рассказывает:
– Я там сатану делала. На заводе «Электросигнал» телевизоры собирала. Вот, грешница, и каюсь…
Пешком – семь километров к святому источнику, что неподалёку от женского монастыря. Источник Тихона Задонского!.. Останавливаюсь у братской могилы павших при защите здешней святой земли. Птицы клюют посыпанное паломниками у подножья обелиска зерно, оставленные яблоки, хлеб. У Господа нет деления на живых и мёртвых. И эти святые защитники наши тоже в вечном крестном ходе России. Помяните и вы их в своих молитвах: лейтенант Т.П. Щербаков, военфельдшер З.Г. Бровкина, старший сержант В.Л. Петров, В.С. Ведерников, сержанты И.Л. Дерибасов, Ф.Ф. Мишинский, Х.П. Полищук, В.А. Ужов, И.Ф. Арбузов, младшие сержанты Л. Юрьев, И.С. Чупеев, рядовые Ф.Г. Дмитриченко, Н.П. Балыбердин, М.С. Варитбрус, Ш.А. Мунишоф, А.П. Неустроев, А.С. Петрохин, А.И. Светличка, И.М. Михайлин, М. Абдулаев, В.С. Фёдоров, Н.Ф. Сорокин, П.И. Смирнов, А.С. Комаров, И.Т. Волчков, Г.В. Ильин, Я.К. Иванов, И.С. Заикин, А.Б. Чертов, А.Л. Новиков, Ю.М. Нечаев, Г.А. Доргань, А.В. Картов, П.К. Митьяк, И.К. Нетёсов, Т.С. Ривин, С.П. Рубцов, Л. Сакиров, С.С. Стрелец, В. Юсупов.
У стен обители ещё одна братская могила: И.П.Карпов, С.И.Гераськин, Г.Е.Владыкин, П.П.Жданов, М.Ф.Лисов, Т.Н.Воробьёв, А.И.Петрушин, В.Ф.Баранов…
Несколько лет назад я здесь был с одной ответственной дамой из Липецкого обкома партии. В обители располагалась психиатрическая лечебница для женщин. Жуткое осталось впечатление от сумасшедших, окружённых выступающими через побелку росписями, иконами… Потом меня повели к источнику:
– Смотрите! Здесь бедные люди, одурманенные религиозной пропагандой, купались даже в лютые морозы… Сколько их тут попростужалось, поумирало!
…Был февраль. Ветрено и морозно. Обледенелые края источника. Внутри у меня всё взбунтовалось: присутствовал при святотатстве – восхищение тем, что «к делу приспособили» церковное здание; смирялся перед ложью – умирали люди от святой воды… Нет, не за нынешний день погибали православные солдаты, похороненные у стен монастыря!.. Что мною руководило – но быстро разделся, остался в одних трусах, и – в источник! Трижды окунулся. Ошарашенная партийная дама испуганно стала мне предлагать водку, коньяк, немедленно ехать в тепло… Постарался вести себя, как ни в чём не бывало – продолжал прерванную беседу. Когда месяца через два приехал в Липецк в очередной раз, встретил в обкомовском коридоре старую знакомую. Она, оглядываясь, заговорщицки завела меня за угол:– Не знаю, что со мною произошло, но после вашего купания места себе не находила. Потом поехала туда. Оставила водителя за поворотом, дошла до источника и, как вы, разделась и окунулась в купель! Не поверите – я испытала нечто небывалое! Со мною что-то произошло. Я теперь стараюсь тайком туда ездить и купаться в источнике.
Встреча с монахом Никитой. Бывший полковник, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге: «Я занимался народной медициной. Понял, что без православия эта медицина мало что значит. Издал брошюру «Опыт целостного (во Христе) врачевания».
Им из 20-ти трав составлен целебный бальзам.
Всякий раз при посещении Задонска захожу в дом, где жил известный писатель Николай Задонский, автор книг «Денис Давыдов», «Донская либерия», о декабристе Муравьёве… Он на первый курс пришёл к нам на филфак и оживил воинов 1812 года, поставил их в один ряд с нашими учителями, участниками Великой Отечественной… Мастерский рассказчик, равен которому, разве что, Ираклий Андронников. Теперь тут живёт его дочь, Надежда Николаевна, моя давняя знакомая. Всегда разговоры о литературе, искусстве, творчестве отца… Садился за стол, за которым любил сидеть приезжавший сюда Андрей Платонов…На сей раз вдруг понял – говорить не о чем. Мою тему о православии не поддержала. И вдруг мне совсем с иной стороны высветился бывший купец, ставший советским писателем. О духовности, православии и намёков в его творчестве не было…
Сослался на занятость – и поспешил к монаху Лаврентию, тоже давнему знакомому, с ним долго ходили по территории монастыря и говорили о вреде, нанесённом России декабристами и прочими революционерами. История с террористом Кропоткиным. Перед смертью он осознал, какой грех совершил перед Господом, и покаялся. Похоронен в одном из монастырей. Церковь за него, покаявшегося грешника, молится…
Вернусь в Воронеж – сразу же к своей любимой Полине Андреевне Бороздиной, моему университетскому Учителю. Она нам через чтение лекции о литературе народов СССР смогла преподнести важность православия в формировании великой русской литературы. На сей раз она со мною поделится: пишет статью о библейском начале в творчестве Платонова…
Вернусь вовремя – успею на похороны девяностолетней Алевтины Васильевны Курсановой, тёщи моего друга геолога Володи Чеснокова. Она была историком, верила в построение коммунизма. Была коммунисткой до мозга костей! Но однажды удивила всех тем, что на заседании парткома выступила против исключения из университета парня за то, что он оказался верующим и посещал церковь. И вот, мы её похоронили совсем не так, как должно хоронить автора работ о Ленине и большевистской печати. Она завещала похоронить себя по православному, с батюшкой… Через несколько дней к Володе зайдут внуки старого большевика, доцента из технологического института:
– Знаете, наш дедушка видел из окна, как хоронили Алевтину Васильевну, и просил нас, чтобы мы его так же похоронили… Сегодня дедушка умер. У нас в доме нет икон. Да и вообще мы не знаем, к кому обращаться и как, чтобы батюшка отслужил, чтобы певчие были… Расскажите нам, как всё это делается...
Вот таким крестным ходом мы и идём, равные все пред ликом Господа.
Раб Божий Пётр. Материал после окончания крестного хода был опубликован в воронежской областной газете «Молодой коммунар»