|
Паломникам о Крестном ходе
Крестные ходы «совершаются для того, чтобы освятить
людей и всё, что потребно им для жизни: дома, пути, воды, воздух и
самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё
это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались
причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё
губительное и тлетворное» (Скрижаль). Они бывают традиционные и
новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально
организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных
ходах.
Крестный ход — дело церковное, и потому оно должно быть
всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегической цели не
достигают полностью, но если нет понимания стратегии, не будет
верной и тактика.
Как стяжать дух? Условием восприятия и действия
благодати, по словам святых отцов, является выполнение Божьих
заповедей и Церковных уставов.
Это необходимое условие Его помощи в любом деле:
Крестный ли это ход, Семья, Приход или Державное строительство. А
без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в
правдоподобную подделку, в свою противоположность.
В наше лукавое время Крестные ходы оказались живым,
настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и
республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников,
научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в
Церковь многих людей. Благая весть, как и прежде, приходит к людям.
И сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось – не
счесть. Люди хотят участвовать в крестных ходах – и всегда
участвуют, от мала до велика: встречают, проявляют радушие,
странноприимство, сами идут, молятся, в том числе дети, молодёжь,
женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники,
стараются обеспечить Крестный ход всем необходимым: ночлегом, баней,
продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва
Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через
Крестный ход и дела, ему сопутствующие – через доброделание и
соучастие – явственно возрождается чаемый нами дух христианства.
Во все времена это был всенародный праздник, торжество
Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого
духовного делания: «Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я...
летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоён духовным
веселием. Итак... о чём говорить? Об усердии ли города?.. О стечении
ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе
ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли
Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии
города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О
множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчинённых,
убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично
теперь спросить: «Кто изречёт могущество Господа, возвестит все
хвалы Его?..».
Но так бывает не само собой, не всегда, а только если
всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при
тщательной подготовке.
Крестный ход начинается с благословения архиерея.
Благословением получаем от Господа благодать и повеление Его святую
волю исполнить. Если Бог через архиерея благословил, это уже –
послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело
Божие небрежно (Иер. 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не
надо начинать вовсе.
Не всякое перемещение людей есть Крестный ход.
Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник,
который обязан служить, наставлять, исповедывать – окормлять; должен
соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила
(см. ниже), движение – с молитвой и пешком.
Христос повелел: «Идите… и проповедуйте» (Мк. 16, 15).
Главная задача Крестного хода сродни апостольской — проповедь.
Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной
литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой.
Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть Крестный
ход, их духовная польза значительно ниже.
Старец Паисий Святогорец говорил: «Нынешней ситуации
можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с
дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим,
то понесём ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен
делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию.
Так наша совесть будет спокойна».
Известно, что молитва, подкреплённая телесным
утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние,
терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу
Божию – это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут
каждый шаг – как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и
всегдашней нашей просьбой: помочь в бедах и скорбях, справиться с
этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием внешних
и внутренних врагов, с безнравственным образом жизни, с пьянством,
наркоманией и безбожием некогда православной страны.
Создание Крестного хода – это созидание на время
особого рода православной церковной общины, монастыря «на ногах».
Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их
нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один – батюшки
тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода –
отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом
необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и
вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является
научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время
движения. Где двое-трое во имя Божие – там Он посреди нас. Есть
разные варианты такой молитвы. Об этом написано много
книг-руководств. Без молитвы Крестный ход теряет свою силу. Запевы и
распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше
должен быть боевой гимн воинства Христова, и ничто другое так не
подходит, как Иисусова молитва.
ПАМЯТЬ О МАТРОНУШКЕ
Село Хреновое находится в Новоусманском районе, а на одной из его
окраин расположена усадьба Отрадное, которая в своё время была
основана на берегу реки Усманка землевладельцем Плясовым. По фамилии
первых владельцев Плясовых и Юрасовых всё поселение, ещё в прошлом
веке вошедшее в состав современного села Хреновое, называлось
Плясово-Юрасово. В 1901 году усадьбу приобрёл известный учёный,
автор учебников математики, по которым училось не одно поколение
наших соотечественников, Андрей Петрович Киселёв. Бывала здесь и
дочь математика, Елена Киселёва, оставившая множество художественных
полотен, на которых изображено старинное Отрадное.
Чудеса происходят всегда и везде, и край наш – не исключение. В
Хреновом родилась преподаватель Воронежского Медицинского колледжа
Нина Павловна Умывакина. Мама Нины Павловны была человеком глубоко
верующим, и это жизненно необходимое состояние души она передала
своей дочери. Нина Павловна вспоминает: «Дом наш стоял недалеко от
усадьбы Киселёва, а жившие в этом районе Хренового среди местных
прозывались «Барские». Когда я была подростком, в нашем доме целую
неделю жила некая слепая женщина. Уже потом, много лет спустя и при
иных обстоятельствах, в Москве на Даниловском кладбище я увидела
образ святой Матроны Московской... И вот тогда-то я поняла, кто
гостил у нас в Хреновом и что за женщина сидела на печке в нашем
доме».
НА КРАСНЫХ ХОЛМАХ
Название села Красные Холмы обязано, в первую очередь, окружающей
местности, ибо расположилось оно на семи красивых холмах, и у
каждого из них есть своё имя: Одоевский,Кокошин, Марин, Митин,
Кашин, Шелопутый и Зорька. Удивительные места!
Имеется на окраине села и святой источник, известный ещё с XVII
века. Он истекает со склона высокого берега. Освящён источник в
честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы, именуемой «Краснохолмской».
«Краснохолмская» икона, созданная некогда иконописцем Андреем
Верхотиным, сейчас находится в Казанском храме рабочего посёлка
Панино.
Предание о явлении Богородицы гласит вот что.
Однажды юный пастух Сергий Серов пас коров и вдруг увидел над
источником образ Божией Матери, Которая сказала Серову, что надо,
чтобы у этого источника постоянно звучала молитва.
Вскоре недалеко от места явления Богородицы была построена церковь и
келья, где с той поры пастух Сергий постоянно и горячо молился
(односельчане считали его блаженным). А к источнику потянулись люди,
ибо обретали в благодатной воде врачевание и души, и тела. И по сей
день считается, что вода святого источника помогает страдающим
желудочными заболеваниями, трофическими язвами и астмой.
Второе явление Богородицы случилось в 1930-е богоборческие годы, уже
после закрытия храма, а ещё через шестьдесят лет Божия Матерь в
третий раз явилась людям. В 1998 году Её образ снова появился над
святым местом, и тому было множество свидетелей...
НИЖНЯЯ КАТУХОВКА
Село Катуховка было основано во второй половине XVIII века: оно
обозначено на карте межевания Воронежского уезда 1779 года. В начале
XIX столетия сюда прибыли две партии переселенцев из села Орлово. В
1859 году в селе было 77 дворов, численность населения составляла
834 человека.
В 1868 году в Нижней Катуховке была выстроена каменная Покровская
церковь. Архиепископ Дмитрий Самбикин писал о ней: «Покровская
церковь в селе Нижней Котуховке Воронежского уезда – каменная, с
таковою же колокольнею, построена в 1868 году. Земли пахотной 33
десятины. Четыре подцерковных деревянных дома. Прихожан 1000 душ,
деревни: Трудолюбивая, Тарасовка (1 верста), Усманские выселки 1-е и
2-е (в 2-х верстах), Петровская (в 3-х верстах) и Фёдоровка (в 4-х
верстах). Один штат». По документам Воронежской епархии за 1900 год
в штате церкви числились священник Михаил Данилович Попов, диакон
Михаил Димитриевич Скрябин и псаломщик Михаил Стефанович Попов.
В 1908 году к Покровской церкви были пристроены обширные притворы.
Проект пристройки выполнил архитектор А.С. Купинский, имевший
усадьбу неподалёку от села. Церковь, расположенная в центре села,
доминирует в окружающем ландшафте. Оригинальность ей придаёт
колокольня с высоким четвериком первого яруса. Сейчас идёт
восстановление церковного здания. 30 июня 2007 года на купол храма
торжественно водружён святой крест. В 2010 году настоятелем храма
назначен священник Игорь Володько.
ТАМ, ГДЕ РУССКАЯ ГЛУБИНА
В нашем восприятии Родина всегда двоится – до противоположности, до
несоединимости – на Россию и Русь. Как хорошо мы знаем первую, и как
мало – вторую! – так мало, что даже спрашиваем себя часто: да есть
ли вторая? есть ли Русь? Что, если в действительности-то и есть
только одна Россия; Русь же, особенно с прибавкой Святая – лишь
мечта, славянофильский призрак, православный самообман,
националистическая ложь?..
Святая Русь – это Россия в храме, на молитве, перед образом, Россия
с восковой свечкой в руке, с радостью и упованием о Христе в сердце,
с ведением Его – в разуме, с устремлением своей воли к Его воле: «да
будет воля Твоя». Где же эта Русь в нашей новейшей истории, в
государственном действовании, в нашем общественном сознании, в
философском построении, в литературе, в искусстве? Где эта Русь,
которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя?..»
...Мы забываем, что за мутной толщей русской жизни – политической,
государственной, социальной, общественной – начинается подлинная
русская глубина: начинается Церковь, начинается русский народ,
живущий в Церкви и церковно, как часть Церкви Христовой, то есть
часть Тела Христова. Из-за России мы часто не видим Руси, но оттого
мы по-настоящему не видим и России... Думаю, если за безудержным
плачем России не расслышать хотя бы полуслова молитвы Руси, если за
мятущейся смутой и кипением России не познать хотя бы на мгновение
благодатного Христова покоя и тишины Святой Руси, – тогда не
выдержать, не перенести нам ни этого плача, ни мятежа, ни смуты...
По статье Сергея Дурылина «Начальник тишины»
ДВЕ СВЯТЫНИ
В ПЕРВОЙ МИХАЙЛОВКЕ
Храм Андрея Блаженного Тотемского, Христа ради юродивого, в селе
Первая Михайловка появился в 1853 году. Выстроен он из красного
кирпича на средства Марии Андреевны Смирной (урождённой
Кологривовой), вдовы бывшего воронежского вице-губернатора Николая
Фёдоровича Смирного. В декоре храма ярко выделяются элементы
классицизма и русского стиля. Храм действующий, в нём регулярно
совершаются Богослужения, а с 1994 года он является памятником
архитектуры.
Есть в Первой Михайловке почитаемая многими православными могила
старца схиигумена Митрофана (Мякинина). Родился он в 1902 году. Ещё
до пострига в Киево-Печерской лавре познакомился с монахом
Ксенофонтом, будущим схиигуменом преподобным Кукшей Одесским. До
самой кончины Митрофан и Ксенофонт находились в тесной духовной
дружбе. Оба они почили в одно время в 1964 году.
Блажен, кто, путь свершая тесный,
кумирам тленным не служил,
в чьём чистом сердце Царь Небесный
Себе обитель сотворил...
Эти строчки преподобный Варсонофий Оптинский посвятил памяти
почившего старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Амвросия, но их
можно отнести и к тысячам других православных подвижников, людей
великой духовной высоты, в том числе и схиигумену Митрофану
(Мякинину) – нашему земляку и молитвеннику за всех нас.
ПАНИНО
Рабочий посёлок Панино возник в начале XX века как «посёлок Панин»
на земле, принадлежавшей графине Н.П. Паниной, у железнодорожной
станции Тулиново и назван, что очевидно, по фамилии помещицы. Вплоть
до преобразования в 1968 году в рабочий посёлок Панино считалось
селом (этим объясняется наличие буквы «о» в конце названия).
Когда-то в Панино стоял Божий храм, но в 1937 году он был разрушен.
Заново панинцы начали строить церковь лишь в 1998 году по
благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. В июле
2000 года жители Панино совершили крестный ход из Дмитриевской
церкви села Щучье в свой посёлок и принесли с собою в дар
новостроящемуся панинскому храму икону Божией Матери «Казанской».
Через месяц здесь в нижнем храме была отслужена первая Божественная
литургия, а в 2007 году великим чином был освящён верхний храм в
честь «Казанской» иконы Божией Матери, которая, как и икона Покрова
Пресвятой Богородицы, именуемая «Краснохолмской», являются святынями
храма. А настоятелем его служит все эти годы протоиерей Николай
Бабий.
ЖЕМЧУЖИНА
ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ
Освящение Храма Рождества Христова в Анне
Ко дню освящения храма Рождества Христова в Анне князья Барятинские
удостоились милости получить поздравительную телеграмму от
Государыни императрицы Марии Фёдоровны. На торжество прибыли
начальник губернии Павел Александрович Слепцов, управляющий
Юго-Восточной железной дорогой Василий Александрович Введенский и
другие высокопоставленные лица.
Ещё
накануне с утра к храму начали собираться богомольцы из Анны и
окрестных сёл. Ждали епископа Анастасия. Наконец, около семи часов
вечера мерные удары в большой колокол с новой колокольни возвестили,
что поезд приближается к Анне. Народ оживился и устремил свои взоры
по направлению к станции. Не прошло и десяти минут, как ударили во
все колокола, и вскоре Владыка подъехал к старому храму, вошёл в
него. Приложившись к святому престолу и узнав, что в новом храме всё
готово к освящению, в сопровождении храмоздателей и многочисленного
духовенства направился в новый храм, где и началось торжество
освящения служением Всенощного бдения.
Служба совершалась Обновлению храма и Рождеству Христову. В сиянии
огромных люстр и множества свечей переливались праздничные облачения
духовенства, под высокими сводами раздавалось стройное пение хора,
певчие были одеты в специально сшитую форму. Управлял хором
приглашённый из Санкт-Петербурга Поляков, регент Андреевского
военного собора, в котором в те годы служил протоиерей Иоанн
Кронштадтский. Насколько велико было стечение народа, можно судить
по тому, что помазание елеем, совершаемое двумя священниками,
происходило далеко за полночь, и всё же не успели помазать всех.
На следующий день, 1 июня, в пять часов утра в старом храме
отслужили последнюю Божественную литургию. Затем в новом храме было
совершено освящение воды. Ровно в девять прибыл в храм Владыка,
которого встретили «со славою». Освящение совершали с полным
благоговением и подобающей торжественностью. По освящении престола,
окроплении стен святой водой и помазания святым миром
был совершён крестный ход в старый храм за святыми мощами. Первая в
новом храме Божественная литургия завершилась провозглашением
многолетия Государю Императору, Святейшему Синоду, Преосвященному
Анастасию, благодетелям и благоукрасителям храма и всем православным
христианам.
Преподав благословление бывшим в храме, Владыка вышел на паперть и
обратился к народу со словами назидания, выразив своё удовольствие
по поводу благолепия и благоустройства храма. Он объяснил значение
храмов как мест особого присутствия Божия, призывая неленостно
посещать их, затем поблагодарил храмоздателей и попросил Их
Сиятельства продолжить заботу о сельчанах. В шесть вечера в особом
вагоне владыка Анастасий отбыл в Воронеж, поручив освятить на
следующий день придельные престолы кафедральному протоиерею Иоанну
Адамову и благочинному отцу Димитрию Никонову.
По отбытии архиерея началось Всенощное бдение, а на следующий день
освящены были приделы: рано утром – северный во имя святой мученицы
Надежды, а в девять – южный во имя святого равноапостольного князя
Владимира, небесных покровителей Барятинских. Затем была совершена
Божественная литургия.
2 июня всем участникам торжества предложено было угощение:
духовенству – в квартире управляющего Аннинским имением, а простому
народу – на площади. Так завершились торжества освящения храма в
честь Рождества Христова в селе Анна.
Из книги протоиерея Леонида Патрахина
«Жемчужина Воронежского края»
СВЯТО-СЕРАФИМОВСКИЙ СКИТ
Подъезжающих к Свято-Серафимовскому скиту, что расположен на границе
Аннинского и Грибановского районов, перво-наперво встречает
Поклонный крест и часовня святителя
Николая Угодника, покровителя путешествующих. Все, прибывающие в
скит – путешествующие. И те, кто «просто» едет, и те, кто находится
в поиске ответов на вечные вопросы, что подразумевает куда более
трудную и тернистую путь-дорогу...
На земле Воронежской Свято-Серафимо-Саров-ский мужской монастырь
является первой не восстановленной, но вновь рождённой в наши дни
обителью. Обосновался он на месте бывшей дворянской усадьбы,
принадлежавшей в своё время герою Кавказской войны генералу
Соловцову, а устройством приусадебного парка занимался Михаил
Николаевич Раевский, помещик соседнего села Новомакарово.
Появился монастырь восемнадцать лет назад. Что, как не Промысел
Божий определил это место для святой обители? Фотоснимки, сделанные
с высоты птичьего полёта, показывают, что столетние аллеи имеют
форму креста.
В храме святого Серафима Саровского над царскими вратами помещена
икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение», которая после
вечернего правила опускается для поклонения всех молящихся.
В Свято-Серафимовской обители немало святынь: часть от Животворящего
Древа Господня, особо почитаемые Богородичные иконы «Ахтырская» и
«Казанская», частицы мощей Крестителя и Предтечи Господня Иоанна,
великомученика Пантелеимона Целителя, Николая Чудотворца, Оптинских
старцев, святителей Митрофана и Тихона, епископов Воронежских и
многих других святых. Какая мощь, какая благодать!
На территории обители есть два источника. Один в честь иконы Божией
Матери «Неупиваемая чаша», второй источник освящён в память
преподобного Серафима Саровского.
Известно, что своё келейное молитвенное правило святой Серафим
Саровский совершал по уставу древних пустынных обителей. В память о
том стоит в монастыре выстроенная копия ближней пустыньки
преподобного Серафима, в которой он совершал свой подвиг. Внутри неё
находятся часть камня, на котором преподобный молился тысячу дней и
ночей, и частица от келии, привезённая из Сарова.
За последние десять лет в скиту трижды побывал образ
Царя-страстотерпца Николая II. В мае 2001 года во время пребывания в
Серафимовском скиту он сильно мироточил. Миро также истекало от
мощей, находящихся в обители, и от иконы Божией Матери «Скоропослушница».
В апреле следующего года после молебна обильно замироточили икона
Царя-мученика и образ Христа Спасителя «Царь Славы». В память этих
событий и в ознаменование пребывания здесь чудотворного образа
Царя-мученика Николая осенью 2004 года в монастыре был заложен и
освящён летний храм Святых Царственных Мучеников.
Имена последнего русского императора и преподобного Серафима
Саровского со времён прославления имеют глубокую духовную связь.
Здесь, в обители, соединились два великих молитвенника пред
Престолом Божиим за русский народ и возрождение России.
|
|