МОЛИТВА
Посвящается Их Императорским Высочествам Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
Пошли нам, Господи, терпенья, в годину буйных, мрачных дней: сносить народное гоненье и пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый, злодейства ближнего прощать и крест тяжёлый и кровавый с Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья, когда ограбят нас враги, терпеть позор и униженья, Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной! Благослови молитвой нас и дай покой душе смиренной в невыносимый, смертный час...
И, у преддверия могилы, вдохни в уста Твоих рабов нечеловеческие силы: молиться кротко за врагов!
Сергей БЕХТЕЕВ (1917, Елец) ______________________________ Стихотворение «Молитва» было послано автором в октябре 1917 года через графиню А.В. Гендрикову Их Императорским Высочествам в город Тобольск.
СТАРШИЙ
По чужим, по расхожим платить счетам долг – в том ни смысла, ни счастья, ни славы, ни сил – нет.
Я приду бездорожьем, построю сестре дом – и прощусь... Оглянёшься: руины да пепл – вслед!
Мой ли грех?.. Я вернусь с полдороги. И вновь – раб, Божий раб – на окраине Отчей поставлю с трудом сруб...
Да, не люб я к полночи – но жалок до слёз брат, битый в кровь при народе за немощь своих рук.
Он и в драку не лез – он хотел только жить, петь, в сад ходить, где б дышалось легко в дождь.
Сытых рож – до рожна, до сословья... Но терпеть их ленивую правду, о, Боже мой, невмочь.
«Разрушение стен – это дело самих стен!..» (а под ними, коль выползет, в пятом углу – всхлип).
Раздражающий остов кувалдами в семь смен дружно гробили, дым до небес жгли...
По завету – любить, по вине – я бреду вновь... Только небо нагрянет, да сердце сожмёт – смерть!..
«На кого же... на свете... останет...», –следы слов жаркий ветер доносит: «Не руси мы...» – – «Не... сметь!..»
Римма Лютая
* * * Ещё не стемнело... И можно немного пройтись вдоль влажной лощины по серо-зелёному полю. Недоля струится отсюда в небесную высь, а высь переходит в безбрежную эту недолю.
И чтоб надышаться, здесь нужно дышать и дышать, стараясь запомнить, как стонут забытые травы. И чуять: струится в безмерную даль благодать, а в той благодати – безмерная доля отравы.
Есть только мгновенье, а суток и вечности нет... Мгновенье к мгновению – вот и дорога к прозренью. О свет мой вечерний, туманный бледнеющий свет, для белого света ты тоже подобен мгновенью...
Ведь скоро над полем неярко засветит звезда. Пора возвращаться: невидною стала дорога. Пусть что-то осталось – но что-то ушло навсегда... и так же далёко до Истины... сути... и Бога...
Анатолий Аврутин
ДОРОГА
Я по этой дороге весёлой так пойду, будто век здесь жила. Будут таять окрестные сёла, а над ними – церквей купола. И обгонит на шустрой клячонке меня рыжий смешной водовоз. Будет кнутик посвистывать тонко. Будет лаять заливисто пёс. – Ну, садись-ка, заезжая краля, не боись – прокачу с ветерком! Я проеду до дальнего края деревеньки. А дальше – пешком мимо хат, черепицею крытых, мимо пастбищ с седым пастухом и дворов, всему свету открытых, мимо кладбищ забытых... пешком. Грузовик завизжит тормозами. – Подвезу до сосёнок, а там... Не хотишь? – рассмеётся глазами мне водитель. Помчит по лугам. А дорога уходит под гору, и дорога ведёт – в синеву. Вслед махну работяге-шофёру... Хорошо, что я просто живу. Хорошо, что иду по дороге. И такая отрада в груди! И босые несут меня ноги. И не знаешь, что там... впереди.
Ольга Лукьянова
РУСЬ
Значит – снова в путь-дорогу,
Николай Тряпкин
|
Иногда посылаются человеку страдания безвинно – для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь – и значит: страдать за ближних. Преподобный Амвросий Оптинский КАНОНИЗАЦИЯ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ В год 400-летия Дома Романовых, 2013-й, в день 17 июля – особенный повод почтить память прославленных в лике святых последнего Российского императора Николая II, его жену и пятерых детей. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года семья Николая II (Романова) и находившиеся с нею слуги и помощники были расстреляны в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома по постановлению «Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», возглавлявшегося большевиками. В списке жертв – семеро членов императорской семьи: Николай Александрович (50 лет); Александра Фёдоровна (46 лет); Ольга (23 года); Татьяна (21 год); Мария (19 лет); Анастасия (17 лет); Алексей, наследник престола (14 лет). А также: Евгений Боткин, лейб-медик; Иван Харитонов, повар; Алексей Трупп, камердинер; Анна Демидова, горничная. Тайное стихийное почитание Царственных Страстотерпцев в советское время началось практически незамедлительно после объявления о казни царя и его семьи, и в верующих слоях русского общества начали возникать настроения, приведшие в итоге к канонизации императорской семьи. В 1981 году они были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000-м после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные Страстотерпцы». Основные даты, предшествовавшие канонизации, таковы. 1918 год – расстрел царской семьи. 1928 год – Царственные Мученики причислены к лику святых Катакомбной Церковью. 1938 год – канонизированы Сербской Православной Церковью (данный факт оспаривает профессор А.И. Осипов). Первые известия об обращениях верующих в Синод Сербской церкви с прошением о канонизации Николая II относятся к 1930 году. В 1981 году – прославлены Русской Православной Церковью за рубежом. В октябре 1996 года Комиссия Русской Православной Церкви относительно прославления Царственных Мучеников представила свой доклад. И 20 августа 2000 года – Царственные Страстотерпцы причислены Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. День памяти Царственных Страстотерпцев отмечается дважды: 17 июля (4 июля ст.ст. – день расстрела), а также в числе Собора Новомучеников – 7 февраля (25 января), если этот день совпадет с воскресным днём, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля (25 января ст.ст.). ДОМ КАК ПРЕДДВЕРИЕ НЕБА В день святых страстотерпцев-мучеников императора Николая Второго и его семьи – императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии – важно помнить: принимая миропомазание на царство, то есть на полное величайшей ответственности служение своему земному Отечеству, православные русские монархи понимали, что одновременно они вступают на особый путь служения Богу, и он связан с преодолением множества испытаний, искушений, трудностей; требует особой внутренней собранности, сердечной устремлённости к Господу, полного доверия Промыслу Его, продуманной последовательности в решениях и поступках и – неистощимого терпения. Нет сомнения, что очень существенна в несении этой миссии роль семьи: её единство в Вере, её поддержка и понимание, готовность совместно пройти жизненный путь до самого конца. ...Они были тайно и беззаконно расстреляны, когда наступила «власть тьмы» [Лк. 22, 53] в Отечестве нашем. Их малая церковь – семья – в один день и час вознеслась к Престолу Господню. Убийцы, сами того не ведая, прибавили к царским коронам семьи последнего Российского императора мученические венцы, даровав им великую честь – безвинно пострадать до смерти, как когда-то пострадал Господь. Удивительная это была семья. Находясь на вершине почёта, богатства и славы, они смогли построить свой дом на Истинном Камне – Христе, и когда «пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры» [Мф. 7, 25], то устоял их дом, и вознёсся, и был установлен Богом на высоком подсвечнике, что «светит всем» [Мф. 5, 15]. И мы вглядываемся в этот таинственный свет – и поражаемся неисповедимым путям Господним, помогающим верным своим найти путь к Отчему Дому – и из царского дворца, и из бедной хижины... Дай Бог и нам найти подлинное счастье, в том смысле, как понимала его императрица – царственная мученица Александра: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом – как преддверие Неба».
ВОПРЕКИ ПАДШЕМУ МИРУ
Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со Святыми Царственными Мучениками Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года – важнейшая веха в современной церковной истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями – и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества; между Церковью кающихся и подвизающихся – и Церковью торжествующей, Церковью спасённых и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших свидетелей Веры, ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего падшего мира, вселяют в нас смиренную и, в то же время, дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся – не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать душу своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов «мира сего». Пример тому – небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории Русской Церкви. Икона Царя-мученика написана русским художником Павлом Тихомировым в США. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и киот ксерокопия была подарена рабу Божию Олегу 15 марта 1998 года. На иконе образ Царя-мученика Николая II в великокняжеском одеянии со скипетром и державою в руках. В верхних углах иконы два клейма: Иова Многострадального, день памяти которого является днём памяти Николая II, и святителя Николая Чудотворца – небесного покровителя государя. Под образом в овале слова: «Сия святая икона писана к прославлению царя в России». 6 сентября 1998 года икона заблагоухала в Сретенском монастыре Москвы. По благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая (Гурьянова) с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова) она переносилась из храма в храм для поклонения верующим. Благоуханная икона благочестивого Царя-мученика посетила различные храмы и монастыри более чем двух десятков епархий.
От этой иконы за последнее время было множество чудес. Но, пожалуй,
самое известное и славное из них – чудо схождения благодатного огня
на престол 15 февраля 2000 года в соборе Свято-Иверского мужского
монастыря Одессы, когда там пребывала эта икона. Иеромонах Пётр (Голубенков),
служивший в этот день, так рассказывает об этом событии. «Когда я
закончил причащать людей и со Святыми Дарами вошёл в алтарь, после
слов: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое» на
престоле (на дискосе) появилась вспышка огня. Я поначалу не понял,
что это такое, но потом, когда разглядел этот огонь, невозможно
описать ту радость, которая охватила моё сердце. Сначала я подумал,
что это – кусочек угля от кадила. Но маленький лепесточек
Благодатного огня был величиной с тополиный листок и весь –
белый-белый. Потом я сравнил с ним белый цвет снега – и снег
показался сероватым... Я подумал поначалу, что это искушение
бесовское – Свидетельство того чуда схождения Святого огня продолжалось в течение дня...» [«По молитвам святого царя» /Новая книга. Ковчег. 2000/. Из серии «Чудеса Царственных Мучеников», вып. 5, с. 41-42]. Другое известное чудо, связанное с изображением святого царя – появление его образа на покрытой известью стене в алтаре Боголюбского собора города Владимира, вызвавшее массовые паломничества православных. Фотография этого образа приведена, например, в книге «Православные чудеса в ХХ веке» [Свидетельства очевидцев. Книга 3-я. – М., Паломник, 2001]. Чудотворный образ, с которого мы начали наш рассказ, время от времени источает благоуханное миро. Мироточение особенно усиливается во время бого-служений перед иконой. Девять исцелений от различных болезней было зафиксировано за период с 1998 по 2000 год (то есть в то время, когда государь ещё не был официально канонизирован в родном Отечестве, и шла борьба за эту канонизацию, встречавшая бешеное сопротивление безбожных либеральных сил, вплоть до прямых кощунств). Только за время пребывания иконы в Тульчино-Брацловской епархии в июне 2000 года произошло четыре исцеления. Рапорты об этих случаях исцелений были переданы священноначалию. Вот рассказ одной из исцеленных. «Меня зовут Ободовская Наталья Сергеевна, год рождения 1981, 16 октября, проживаю в Одесской области, в городе Ананьеве, по улице Независимости д. 26, кв.4. В мае 2001 года я попала в автомобильную катастрофу. Мотоцикл, на котором мы ехали, столкнулся с машиной. Я вылетела и упала животом на бордюр, в результате чего у меня произошёл разрыв поджелудочной железы, разрыв печени, сотрясение мозга, перелом челюсти. В городе Первомайске Николаевской области мне сделали сложную операцию, и через несколько дней я была госпитализирована в Киев в клинику Шалимова. Двенадцать суток я провела в реанимации. Больше месяца ничего не ела и не вставала с постели, шансов на выживание врачи мне не давали. Но они боролись за мою жизнь и на осень назначили вторую операцию. Летом к нам с крестным ходом прибыла икона Царя-мученика. Отец Иоанн (ныне покойный) благословил меня сидеть возле иконы, поскольку я не могла стоять, и поставить за ней масло, которое я потом принимала. И вот по молитвам и заступничеству Царя-мученика я исцелилась; правда, осталась небольшая послеоперационная грыжа...». При рассказе девушки присутствовала её мать, которая и подтвердила его правдивость. Аналогичный случай произошёл в Приднестровье, в городе Рени, во время пребывания там чудо-творной иконы. Последним храмом города, который посетила икона, был Свято-Георгиевский кладбищенский храм. Всё это время образ сопровождало дивное благоухание. В день пребывания иконы в городе благочинный Ренийского округа протоиерей Илия Манита официально, в присутствии духовенства благочиния, объявил о своём чудесном исцелении после молитвы Царю-мученику. Долгое время отец Илия страдал от болезни поджелудочной железы (панкреатита). Утром этого дня, перед встречей иконы, его скрутил приступ нестерпимой боли. Священник не мог ни сидеть, ни стоять. До этого он сомневался в святости царя и его семьи, но тут в душе его неожиданно возникло желание помолиться государю. Как только он произнёс имя Царя-мученика, боль мгновенно исчезла. Это очередное свидетельство исцеления было зафиксировано на видеоплёнку Виталием Атанасовым. Подобные случаи к настоящему времени исчисляются многими десятками, причём большинство из них запротоколированы официальной церковной Комиссией по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, выпускающей свои сборники, посвящённые этим явлениям [«Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах». Вып. 1. – М., 2000]. Для подробного изложения чудес, происходящих только от царских икон, приход московского храма святителя Николая в Пыжах издал уже пять сборников общим объёмом более шестисот страниц. Надо сказать, что мироточения и обновления икон носят в настоящее время массовый характер, сравнимый лишь с тем, что происходило в нашей Церкви в двадцатые годы прошлого столетия. Особую известность получили эти чудесные явления в Ивановской епархии. Далеко не каждый знает, что святое миро, которое появляется в результате мироточений, было подвергнуто химическому анализу (о чём также имеется соответствующим образом заверенное научное заключение). Результаты исследования были поистине сенсационными. Учёные выяснили, что, во-первых, вещество, называемое миром, обладает двумя взаимоисключающими свойствами: жира и эфира (спирта) и, стало быть, такого вещества в природе просто не существует; а, во-вторых, спираль ДНК у него развёрнута в обратную сторону, что вообще невозможно с точки зрения известных науке природных закономерностей. Как же следует воспринимать все эти многочисленные чудеса с точки зрения православного сознания? В Священном Писании отмечены два принципиально важных момента в оценке чудес. Во-первых, чудеса представляются как «явление силы», которое Бог осуществляет через Своих служителей, о чём прямо говорится в проповеди святого апостола Петра в день Пятидесятницы [Деян. 2, 22]. Во-вторых, Сам Господь Иисус Христос видит в чудесах действенное знамение победы Божией на сатаной [Лк. 10, 17-20; 11, 18-19]. Чудеса – всегда настойчивый призыв Божий к покаянию. Господь говорит, что во многих городах явленные Им чудеса своей цели не достигли, и предрекает горькую судьбу этим городам [Лк. 10, 13-15]. Чудеса – также знамения пришествия Царствия Божия. [Лк. 11, 20]. Наконец, через чудеса осуществляется замысел Божий о последних временах [Лк. 7, 19-23]. Господь говорит, что чудеса являются знамениями, смысл которых человек может постигнуть только глубиной Веры. Враги Христовы далеко не всегда оспаривают реальность чудесных исцелений, совершённых Им (хотя наши нынешние либералы от христианства доходят и до этого кощунственного неприятия Божьего Промысла). Они, как правило, отвергают только то истолкование, которое даёт чудесам Сам Господь, говоря, что он изгоняет бесов силою вельзевула [Мк. 3, 22]. Веруя во Христа, мы принимаем все Его чудеса как неоспоримый факт. Так же неоспоримо и то, что предстательством святых Царственных Мучеников совершаются многочисленные исцеления и подаётся чудесная Божественная помощь в трудных житейских обстоятельствах; или то, что икона царя-мученика благоуханно мироточит. Веровать во Христа Бога, «дивного во святых Своих» – значит услышать и принять то истолкование, которое Христос и Церковь дают этим чудесным знамениям. Полное и подлинное понимание этого даётся только благодатно – Духом Святым, только Церкви и святым её. Протоиерей Александр Шаргунов в одной из проповедей говорил: «Предупреждения о конце времён даются для того, чтобы мы увидели, что Бог сподобляет Свою Церковь великой милости и чести – быть причастной тем испытаниям, которые Он прошёл. Это край бездны, последний рубеж, и Сам Бог, Победитель ада и смерти, попускающий злу раскрыться до конца с тем, чтобы сокрушить его до конца, стоит со Своими. Потому утешайте друг друга этими словами, говорит нам Церковь. Мы должны делать то, что можем, в послушании Слову Истины – и Бог довершит остальное. Он ещё может спасти наш народ, и это может, веруем, произойти и нашим участием в том, что совершили все новые мученики и исповедники Российские, в сонме которых – Царственные Страстотерпцы. Но если и весь мир будет охвачен духом обольщения и погибели, все верные тайне Креста и Воскресения Христова не должны терять радости о Господе, который говорит: «Поднимите головы ваши, ибо избавление ваше приближается» [Лк. 21, 28]. Владимир Семенко (www.pravoslavie.ru) ГОТОВЬТЕ ПЛОДЫ ДУХОВНЫЕ…...
Пламенный пастырь Русской Земли о судьбах человека и России
«В конце концов, мы все должны будем оставить здешний краткий век, перейти в вечность, явиться к святому и праведному Судии и Творцу всех Богу и дать отчёт о своей жизни. Как и с чем мы явимся? Какой суд и приговор Его услышим на всю вечность? Вот о чём мы должны чаще размышлять, о чём заботиться. О, помышляйте все об этой будущей судьбе и готовьте дела свои благие, плоды свои духовные, да не явится никто бесплодным деревом... И прах-то земной будет свидетельствовать о нас на суде Божием. «И отрясите прах от ног ваших во свидетельство на них» [Мк. 6, 11]. Боже мой, сколько свидетелей нашего нечестия! Куда убежим? Куда скроемся? Все святые будут свидетелями спасительности Веры Христовой против всех наших учёных невежд светских, кичащихся своим фальшивым образованием, против всех неправославных христиан, особенно же именующихся только православными христианами, изменившими давно своей Вере на деле. Оттого мученики называются по-гречески µάρτυρεξ – свидетели. Помни, христианин, сколько против тебя свидетелей на Суде Христовом!.. Люди в смятении, стихии в смятении, воздух, вода, земля, огонь в смятении – по грехам людей скоро стихии сжигаемые разгорятся, земля и вся, яже на ней, сгорят. Грехи умножились до края. Нет больше возможности жить спокойно», – писал св. праведный Иоанн Кронштадтский в «Живом колосе». Он, начавший свою жизнь как обычный пастырь Церкви, соделал из себя такого гиганта духовного, каких мало было не только у нас, на Руси, но и вообще во всей Вселенской Церкви. Вся жизнь, всё пастырство отца Иоанна прошло на людях, среди масс народных. Великого молитвенника и чудотворца послал Господь русскому народу перед самой годиной его лихолетья. Предупреждал нас отец Иоанн, бил в набат в своих проповедях последних лет: «Русский народ, береги своего благочестивого и доброго царя. Убережёшь – Россия долго будет ещё сильна и славна на страх врагам и на радость друзьям. А если не убережёшь, то и царя твоего убьют, и Россию, и тебя обесславят, и самое имя твоё отнимут у тебя!..» Как же страшно сбылось его предсказание... Не послушал русский народ великого пророка и прозорливца, которого Господь послал нашей Родине и нашему народу – и обрушилось на Россию страшное горе, которое и по сию пору продолжается... Но верим мы в заступничество нашего великого молитвенника! Никогда и никому не отказывал отец Иоанн в своей пастырской молитве, живя на земле. Теперь, когда он у страшного Престола Господа Славы во славе предстоит с великими угодниками Божиими, он нас, конечно, не забыл и не забыл нашу Родину, и молится там своей пламенной молитвой. По его святой молитве да пошлёт Господь, наконец, нашему народу желанное избавление от всех бед, лихолетий, и напастей...
По Слову митр. Филарета (Вознесенского)
ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА СПАСЁН БУДЕТ
В терпении вашем стяжите души ваша, говорит Господь [Лк. 21, 19], претерпевый до конца, той спасен будет [Мф. 10, 22]. Муж нетерпеливый подобен тростнику, удобно колеблемому ветрами, «двоедушен (и наглодушен), не устроен во всех путях своих» [Иак. 1, 8], и никогда он не одержит никакой победы, терпеливый же победит и всё получит. Если бы мученики не имели терпения, то не были бы увенчаны славой и честью. Господь научил нас терпению: бывши неповинен смерти, умер нас ради на кресте, дабы и мы ради Него всё претерпевали с радостью, ибо Егоже язвою мы вси исцелехом [1Пет. 2, 23-24]. Итак, претерпи и ты всё с радостью – да услышишь глас, говорящий: Понеже соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящаго прийти на всю вселенную [Апок. 3, 10]. На кресте Христос победил врага, терпением осудил смерть, разорил ад, прогнал тьму, соделал наше спасение... Что праотец наш Адам погубил невоздержанием и нетерпением – то Спаситель наш приобрёл вкушением горестей и претерпением крестным. Потому мужественно претерпевай во временной сей жизни всякие скорби, посылаемые от Бога... Ибо не претерпевающий здесь скорбей не сподобится потом радостей. Нетерпеливый всегда подобен безумному. Если случится что-нибудь противное ему, несогласное с желанием его, он на всех набрасывается, на всех ропщет, всех обвиняет, кроме себя – себя же всячески оправдывает. А ты будь всегда на кресте терпения, никогда не ослабевай, пребывая в терпении и мужестве. Муж нетерпеливый и малодушный, по евангельской притче, подобен созидающему храмину свою на льду или песке, а не на камне терпения и упования [Лк. 6, 48-49]. Сказано: «Насколько ты, человече, злонравен, настолько и страдать не отрекайся, дабы этим злостраданием избавиться от злобы». Какова язва – таково и врачевание; насколько велик грех – настолько велико должно быть и целительное страдание. Потому помни свои недостатки и никогда не отрекайся от врачующего терпения. Придя потом в душевное здравие, возрадуешься и воздашь благодарение Богу, исцелившему тебя. Благодарно претерпевай всё, случающееся с тобою, ибо ничего без Бога не бывает. Не обвиняй никого – но вини себя, что принял поделом... Не оскорбляйся на оскорбляющего тебя: лучше быть оскорбляемым от кого-либо, нежели оскорбить кого-нибудь; лучше перенести бесчестие, нежели кого бесчестить; быть укоряемым, нежели укорять, быть обидимым, нежели обижать. Все, которые желали идти вослед Христу, приготовляли себя к терпению, и искушению, и к брани духовной... Призывая нас к Себе, Господь поощряет нас к этому: Аще кто хощет в след Мене ити, да отвержется себе (то есть самолюбия, воли своей) и возмет крест свой (терпения и мужества) и в след Мене да идет [Мф. 16, 24]. Не берущий же креста терпения и мужества и не желающий и малого претерпеть – как может идти вслед Его? Никак. Ибо пророк говорит: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой [Пс. 65, 12]. И ты доблестно претерпи находящие искушения – да войдёшь в покой и увенчаешься венцом нетления, избавишься от муки и горести и наследуешь жизнь вечную.
По Наставлениям свт. Димитрия Ростовского. («Алфавит духовный»)
И ТОГДА НЕ СТРАШНЫ БУРИ...
В Священном Писании сказано: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи. И не скор буди во время наведения: прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши напоследок твой». Все мы, приступив работать Богу, знаем, что служить Господу – значит понуждать себя на труд. Но знаем также, что в этом служении заключается и великая радость. Ибо Бог Всевидящий не только ведает работающих Ему, но и помогает им, и как Милостивый – любит их. Однако путь этот исполнен опасностей и преткновений, немощей и падений, поэтому и предупреждает Писание, что желающий служить Господу должен приготовить душу свою к искушениям. Искушения бывают двух видов: первый – испытания, посылаемые Свыше; второй – соблазны снизу. Об искушениях Свыше свидетельствует Писание: «Как огнём искушается золото и серебро, так Бог искушает сердце человека». Золото бывает чистое, бывает с примесью, а бывает и поддельное. При испытании огнём чистое золото не терпит никакого ущерба, напротив – становится ещё прекраснее; от золота с чуждыми примесями отделяется его чистая часть; а поддельное золото, в конце концов, обращается в нечто, не имеющее никакой цены. Подобным образом и добродетели человека могут быть подлинными, могут быть смешаны с самомнением, гордостью или другими страстями, а могут быть и вовсе поддельными, ненастоящими, как это было у лицемерных фарисеев. Таким образом, искушения, посылаемые Свыше, определяют качество добродетелей человека. Бог с самого начала видит сердце человеческое, потому искушения посылаются не для того, чтобы Бог узнал, каковы наши добродетели: делается это для того, чтобы сам человек, если увидит в них примесь лжи и подделки, покаялся и обратился к добру. Да не лишимся и мы таких искушений, посылаемых нам Свыше.
Существует, однако, ещё один род искушений – а именно соблазны,
приходящие от диавола, который влагает тьму в мысли человека,
вливает различного рода нечистоту в его сердце, приводит его в
смятение – Писание призывает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Все проповедники и священники находятся под пристальным вниманием диавола, который, желает низложить их... Многие выходят на проповедь ещё совсем молодыми, а люди уже называют их учителями и наставниками. Нет ничего удивительного в том, что диавол, пользуясь этим, с лёгкостью влагает в них гордость... Много и других огненных стрел у диавола, которыми он поражает не могущих противиться ему. Поэтому очень важно, чтоб мы всегда готовили себя к искушениям: это является основанием нашей крепости. Если ж не будем этого делать, постоянно будем побеждаться соблазнами. Способы, употребляемые для того, чтобы приготовить себя к искушениям, также приводит Священное Писание. Во-первых, «управи сердце твое» – то есть храни сердце твоё, исправь дела твои и приобрети добродетели, и избежишь впадения в соблазн. Так кораблю, если содержать его исправно и умело управлять им, не будут страшны ни бури, ни бушующие волны; но если не следить за этим, есть опасность, что он потерпит крушение. Так горячая лошадь, если ею не править как следует, может понести и, в конце концов, перевернётся или упадёт в яму. Подобно тому и сердце человека: если не управлять им хорошо, диавол станет влагать в людские души злые замыслы и постарается привести в беспорядок и наше сердце, и наши дела. Во-вторых, говорит Писание, «потерпи». Человек изначально удобопреклонен ко злу, поэтому, чтобы победить искушения, необходимо с готовностью терпеть разного рода труды и скорби, сдерживать себя и направлять своё сердце к Истине. Если мы не претерпим трудов и скорбей, то не сможем преодолеть ничего, ибо без трудов и скорбей кто может победить врага? В-третьих, «прилепися Богу и не отступи». Прилепившись к Богу, то есть не отдаляясь своим сердцем от Него ни на миг, мы будем безопасны в любых искушениях, подобно тому, как кораблю, достигшему гавани, уже не страшны бури... Из Слова святителя Николая Японского на Соборе Японской Православной Церкви в июле 1887 года (произнесено на японском языке, издано в Японии).
|
Вернуться на сайт "Митрофано-Тихоновский Крестный ход"
www.kr-hod.ru